Cоциально-психологический эксперимент в Московском метро. План и цели.

Цель: изучение неформальных социальных норм и особенностей коммуникации между незнакомыми пассажирами в Московском метро.

Основная идея: провоцировать своим действием или бездействием незнакомых людей на вступление в контакт первыми.

Я давно хочу провести социально-психологические эксперименты в Москве в общественных местах: на улицах или в транспорте. В качестве одного из приоритетных мест для исследований я рассматриваю Московский метрополитен. Ранее Московское метро уже становилось объектом социально-психологических исследований, например, стоит отметить работу Воронова А.Я., Митиной О.В., Аль-Батал Т.М., Горбуновой А.И. «Соблюдение неформальных социальных норм: полевые эксперименты в парадигме С. Милгрэма» 2011 года. В этом исследовании авторы анализировали реакции испытуемых и окружающих пассажиров на просьбу экспериментаторов, в основном, молодых людей, уступить место, а также реакции самих экспериментаторов на это нарушение ими негласных правил поведения пассажиров в метро. Похожий эксперимент проводили ранее в нью-йоркском метро Такушьян (Takooshian, 1972), и Милграм и Сабини (Milgram & Sabini, 1978).

Перечисленные выше исследования (как российские, так и американские), безусловно, заслуживают внимания и изучения, но также интересно посмотреть, как ведут себя незнакомые люди (испытуемые), когда они сами первыми вступают в контакт с экспериментатором.

Смоделировать это несколько сложнее, чем когда экспериментатор первым обращается к испытуемым. Условно можно разделить подобные ситуации на несколько типов.

В первом случае пассажиры могут обращаться к незнакомому им человеку по собственной инициативе, когда они видят, что он нуждается в помощи, и они готовы ему помочь. Такой тип ситуаций я буду называть «предоставление помощи», если смотреть на нее с точки зрения испытуемых, либо «просьба о помощи», если смотреть на нее с точки зрения экспериментаторов. Запрос помощи может происходить как в вербальной форме, например, когда экспериментаторы просят уступить им место, либо поднести тяжелый багаж, или же в невербальной форме. Экспериментатор может, к примеру, показывать всем своим видом, что у него проблемы с навигацией в метро. Либо он может принять вид человека, явно испытывающего проблемы со здоровьем. Когда запрос помощи происходит в невербальной форме и не обращен к какому-то конкретному пассажиру, в этом случае я буду считать, что, если пассажир (испытуемый) откликнулся на такой невербальный запрос о помощи, то он первым вступил в контакт с экспериментатором. Невербальный запрос о помощи может быть предметом самостоятельного изучения.

Другим типом ситуации, когда пассажир первым вступает в контакт с незнакомым ему человеком, является ситуация, когда ему самому нужна помощь в чем-либо. Либо он запрашивает какую-то информацию, например: «Какая сейчас будет станция?» Такую ситуацию сложнее смоделировать, так как незнакомые пассажиры стараются воздерживаться от разговоров друг с другом в общественных местах и стараются без необходимости действовать самостоятельно. Можно привести пример, когда пассажиры просят передать деньги за проезд впереди сидящим незнакомым им пассажирам в маршрутном такси и, при необходимости, вернуть сдачу. Такая ситуация достаточно часто встречается и ее просто смоделировать и изучить. Также вполне можно представить себе ситуацию, когда пожилые люди просят уступить им место либо поднести тяжелый багаж. Однако эту ситуацию сложнее смоделировать, так как такие события будут происходить гораздо реже по сравнению с описанной выше процедурой передачи денег за проезд, и можно просидеть целый час в переполненном вагоне метро, не дождавшись просьбы освободить место.

Третьим типом ситуации, когда пассажир первым вступает в контакт с незнакомым ему человеком, является ситуация, когда последний ему чем-то мешает. При этом мешать можно как действием (активно), так и бездействием (пассивно). Например, экспериментатор садится между двумя пассажирами при отсутствии других свободных мест и начинает медленно разворачивать газету до состояния, когда она полностью раскрыта, а его руки находятся в непосредственной близости от лиц соседних пассажиров.  Либо он, сидя между двумя незнакомыми ему людьми, широко расставляет ноги и начинает очень долго копаться в заднем кармане брюк и затем выполнять другие подобные манипуляции. Экспериментатор здесь активно мешает действием, вторгаясь при этом в личное пространство незнакомого ему человека. Примером ситуации, когда экспериментатор мешает бездействием, является блокирование прохода пассажиров, намеревающихся выйти из вагона на станции или идущих по эскалатору вверх или вниз.

Описанные выше случаи вынуждают пассажиров метро (испытуемых) вступить в контакт с экспериментатором, осуществляющим это действие или бездействие, чтобы прекратить вторжение незнакомца в свое личное пространство, либо обеспечить себе свободный выход/проход. При этом вопрос пассажира, который спрашивает впереди стоящего, выходит ли он на следующей станции, я рассматриваю не столько как желание получить информацию о том, когда он выходит, но скорее как просьбу к нему пропустить его вперед, если он не планирует выходить.

Четвертым мотивом вступления в контакт пассажира с незнакомцем является любопытство или интерес либо по отношению к самому пассажиру, либо к какой-то вещи, которая находится с ним. Сюда можно отнести попытку познакомиться или вопрос, связанный с каким-то новым или необычным устройством в руках человека и т.п.

Отдельно также можно рассмотреть контакты пассажиров метро с сотрудниками метрополитена (работники билетных касс, дежурные у эскалатора и дежурные по станции) и сотрудниками полиции.

Подведем небольшой итог. Вступление в контакт с незнакомым человеком в метро может быть вызвано следующими причинами:

  1. Просьба о помощи (вербальная, невербальная) или запрос информации.
  2. Предоставление помощи.
  3. Устранение помех. Обеспечение свободного прохода, реакция на вторжение в личное пространство и т.п.
  4. Любопытство и интерес.
  5. Контакты с  сотрудниками метро и полиции.

На данный момент в рамках запланированного социально-психологического эксперимента в Московском метро я хотел бы сконцентрироваться на третьем пункте из приведенного выше списка.

 

Примерные схемы проведения эксперимента

Нарушение личного пространства можно смоделировать с помощью полностью раскрытой газеты, широко расставленных ног, длительных поисков вещей в сумке или кармане и т.п. Также можно симулировать засыпание со склонением головы в сторону соседа. Пример: девушка «засыпает» на плече соседа в метро Нью-Йорка (George Ferrandi, 2012)

Создание препятствия выходу пассажира из вагона. Экспериментатор становится перед дверьми, при этом загораживая проход пассажирам за ним. Можно также попробовать использовать наушники, в которых экспериментатор «не слышит» других людей и посмотреть, как это влияет на метод коммуникации, избранный испытуемыми. Второй участник (помощник экспериментатора) ведет видеосъемку сбоку с расстояния нескольких метров.

Блокирование прохода людей на эскалаторе. Экспериментатор становится слева от постороннего человека на эскалаторе, перекрывая проход остальных людей. Помощник находится в нескольких метрах сзади и фиксирует все происходящее на видеокамеру. Факторы, которые могут повлиять на поведение испытуемых:

  • едет ли эскалатор вниз или вверх
  • есть ли дальше по ходу движения эскалатора другие люди, которые тоже стоят на проходе, или же нет
  • наличие большой сумки/рюкзака у экспериментатора
  • изначально ли стоял на этом месте экспериментатор, или встал непосредственно перед приближением испытуемого

Идея с оказанием помощи или предоставлением информации может обыгрываться разными способами. Например, это может быть симуляция проблем со здоровьем или сложностей с навигацией в метро (экспериментатор стоит с раскрытой картой или перед схемой и пытается разобраться в ней, при этом принимает соответствующее данной ситуации выражение лица).

Тема для эксперимента, связанная с любопытством со стороны незнакомых людей, может быть также интересной для исследования, но здесь нужно тщательнее проработать детали, а именно, придумать такой объект, который вызывал бы настолько сильное любопытство/интерес, что незнакомые люди в условиях метро достаточно часто вступали бы в контакт.

Для всех экспериментов желательно получить следующие данные об испытуемых: пол, возраст, место рождения, сколько живет в Москве, социальный и образовательный уровень испытуемого. Если с идентификацией пола и примерного возраста проблем быть не должно, то следующие данные из этого списка можно получить только с помощью опроса испытуемого после проведения эксперимента в рамках дебрифинга.

Проблемы с дебрифингом могут возникнуть по двум причинам. Во-первых, люди в метро часто спешат и не склонны задерживаться даже на лишнюю минуту. Во вторых, после провокационных действий они могут быть раздосадованы или даже разозлены, и могут либо вообще отказаться общаться, либо выплеснуть свои негативные эмоции на экспериментаторов, не поняв и не оценив в полной мере идею эксперимента. Риск этого не стоит недооценивать.

Для всех вариантов исследования желательно действовать в паре, то есть когда один экспериментатор совершает действия согласно плану, а второй (помощник экспериментатора) снимает происходящее на видео на некотором удалении. При этом первому желательно также записывать реплики на диктофон, чтобы было хорошо слышно, что говорят испытуемые. Затем экспериментатор и его помощник меняются ролями.

Здесь нужно отметить, что желательно, чтобы экспериментаторы отличались друг от друга полом, ростом и возрастом, так как поведение испытуемых может отличаться в зависимости от этих характеристик экспериментаторов. Эти отличия потом будет интересно проанализировать и дать им объяснение. Я считаю, что оптимальной командой из двух экспериментаторов является один крупный участник, мужчина, и другой участник небольшого роста и скромной комплекции, желательно, девушка.

Замечу, что в Московском метро разрешена фотосъемка, но для проведения легальной видеосъемки нужно получить разрешение администрации.

Объявление

Для проведения данного исследования я очень нуждаюсь во втором участнике, который будет мне помогать, так как без наблюдения со стороны и записи видео эксперимент будет сложно провести на высоком уровне. Также я бы хотел, чтобы мы менялись ролями с этим человеком во время проведения исследования, то есть, чтобы он также был экспериментатором, а я снимал его действия и реакцию испытуемых на видео.

Участие в подобном эксперименте — это достаточно монотонная работа, потенциально сопряженная со стрессом и негативными эмоциями. Но, если вы интересуетесь экспериментальной психологией, вам это может быть интересно. Замечательно, если вы — девушка (так как можно будет сравнить данные, полученные экспериментаторами разного пола). Желательно, чтобы вы обладали свободным временем днем, в том числе и в будние дни.

Я отдаю себе отчет в том, что мне будет сложно найти участников (экспериментаторов или помощников экспериментатора) для данного исследования, поэтому я предлагаю небольшую почасовую оплату, которая, однако, не должна являться единственным стимулом для потенциальных участников.

Если вас заинтересовал этот эксперимент, вы хотели бы в нем участвовать, либо у вас есть какие-то вопросы или предложения, обязательно пишите мне по адресу: northrop@yandex.ru

 

Список литературы и ссылки в интернете

1. Воронов А.Я., Митина О.В., Аль-Батал Т.М., Горбунова А.И. Соблюдение неформальных социальных норм: полевые эксперименты в парадигме С. Милгрэма // Современная экспериментальная психология. Т. 2 / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 375–392.

2. О.В. Митина, А.Я. Воронов. Нетривиальность полевого эксперимента в метро (парадигма Стэнли Милгрэма): сопоставление прогнозных и реальных результатов // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 656–663.

3. Воронов А. Я., Аль-Батал Т. М. Соблюдение неформальных социальных норм: полевые эксперименты в метро  // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. – C. 781-786. Гиперссылки: аннотация и полный текст статьи.

4. Milgram S., Sabini J. On maintaining social norms: a field experiment in the subway // Advances in Environmental Psychology / Eds A. Baum, J. E. Singer and S. Valins. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. V. 1. P. 31–40. ISBN 0898593719

5. Takooshian H. An observational study of norms in the New York City subway. Report on a class field experiment. 1972. Unpublished manuscript.

6. Breaching experiment — статья в Википедии об экспериментах по нарушению социальных норм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>