Психологическое исследование на Летней Школе РР 2013. Часть 1. Введение.

Кононыхин Артур, Москва.
E-mail: northrop@yandex.ru
http://www.skipjack.ru/
Тел: +7 (926) 543-3655

Благодарности 

В первую очередь я хотел бы поблагодарить Светлану Скарлош и Василису Бабицкую, которые руководили нашей мастерской на Летней Школе, а также Сергея Мирошникова, сотрудника факультета психологии СпбГУ, который предоставил мне компьютерную программу для тестирования.

Также я хочу выразить свою признательность всем участникам исследования, которое я проводил, за то время, которое они уделили мне.

 

Введение

В рамках Летней Школы журнала «Русский Репортер» летом 2013 года мною было проведено комплексное исследование, состоявшее из двух экспериментов. В первом эксперименте в рамках компьютерного теста изучался эффект прайминга, а во втором эксперименте я пытался воспроизвести феномен изменения воспоминаний, который получил наиболее известный анализ в работах Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus).

Изначально я хотел провести компьютерное тестирование, суть которого состояла в том, что участникам предъявляются анаграммы, то есть наборы букв, которые являются перемешанными словами русского языка, и им надо их полностью восстановить (т.е. воссоздать слова). Например: десььл->сельдь,  оероменжо->мороженое, кэдаров->Эквадор. При этом участникам либо предъявляется дополнительная информация о теме/категории этого слова (например, что это слово относится к рыбам или к еде или к странам), либо нет. Я хотел изучить, насколько сильно эта дополнительная информация влияет на скорость разгадывания слова. Также я хотел проверить еще несколько гипотез, связанных с этой темой.

К сожалению, мне не удалось найти подходящий доступный инструментарий для создания такого теста на компьютере, однако в процессе поиска в интернете я нашел информацию о компьютерной системе Лонгитюд ЭДК , разработанной на факультете психологии СпбГУ. В основном, данная система содержит различные личностные опросники, но есть также сенсомоторные тесты и специальные исследовательские методики. Я связался с разработчиком данного пакета Сергеем Мирошниковым, и он любезно согласился предоставить мне одну лицензию на это ПО для исследовательских целей. При более детальном знакомстве с системой, уже в условиях Летней Школы, я нашел в ней тест, связанный с демонстрацией эффекта прайминга, наиболее интересным. Несмотря на то, что, возможно, связь между тем тестом, который я в результате выбрал для своего исследования (эффект прайминга из пакета Лонгитюд ЭДК) и тем, что изначально искал (решение анаграмм в контексте и вне контекста), косвенная, тем не менее, оба теста связаны с вербальными способностями и особенностями индивида — той областью, которая меня весьма интересует.

В качестве второго исследования изначально я планировал воспроизвести какой-нибудь известный эксперимент из социальной психологии, как-то его модифицировав. Также я предложил свой, оригинальный вариант. Однако мне не приходила в голову идея, как можно все организовать, чтобы это было интересно, достаточно провокационно, но при этом находилось под контролем организаторов. Непредсказуемые события и неожиданности вполне могли испортить весь эксперимент, а предвидеть все возможные сценарии развития событий практически нереально, особенно для многодневного эксперимента, который я хотел провести.

Для поиска каких-то новых идей я принялся читать книгу Роджера Хока «40 исследований, которые потрясли психологию» (кстати, мне очень понравилась эта книга), где и нашел информацию об исследованиях Элизабет Лофтус, в которых она пыталась раскрыть проблему т.н. измененных воспоминаний. Мне эта тема показалась очень интересной и перспективной и, после одобрения со стороны руководства школы и нашей мастерской, я начал искать подходящую реализацию для этого исследования в рамках Летней Школы.

Сначала я думал о демонстрации на компьютере какого-нибудь видеоролика и последующего опроса испытуемых с включением вопросов, содержащих ложную информацию, как это делалось в некоторых ранних исследованиях, но нам это показалось не очень оригинальным. Затем мне пришла в голову идея с вопросом о некотором событии, которого реально на ЛШ не было. Но здесь проблема была не только в том, чтобы придумать такое событие, которое казалось бы правдоподобным, но которого точно не было, но и в том, что испытуемые могли забыть о запрете обсуждать это, и из-за своего любопытства пытались бы выяснить подробности этого события» у других участников ЛШ (включая организаторов), что неминуемо исказило бы результаты повторного опроса участников исследования.

В конце концов, я остановился на следующей концепции эксперимента.

Участники приглашаются участвовать в некотором компьютерном тестировании (моделирование эффекта прайминга), при этом им ничего не говорится о том, что они должны обращать на что-то внимание, кроме непосредственно этого теста. Однако в комнате, где проходило тестирование, определенным образом, одинаково для всех испытуемых на столе располагались предметы: журнал, пакет, коробка и более мелкие предметы (гвозди, монеты, деревянная дощечка и др.).

После того, как участники выходили из комнаты после окончания теста, им задавался ряд вопросов, касающихся наличия этих предметов, а также о некоторых их особенностях, при этом часть вопросов содержала ложную информацию о некоторых деталях. Затем через неделю все испытуемые опрашивались повторно на предмет закрепления ложных воспоминаний в их памяти.

Итак, последовательность проведения исследования в общих чертах была следующей:

  1. Участники заполняли информацию о себе (ФИО, возраст, пол, е-мейл) на переносном компьютере.
  2. Вместе с организатором проходили в отдельную комнату со специальной обстановкой, где им поясняли, как нужно отвечать на вопросы теста, в котором моделировался эффект прайминга.
  3. Участники самостоятельно проходили указанный тест после того, как организатор убеждался в том, что они поняли его условия и порядок ответов на вопросы.
  4. После окончания теста (продолжительностью около 5 минут) испытуемые выходили из комнаты, и организатор задавал им ряд вопросов, касающихся пройденного теста, а также обстановки в комнате. При этом все результаты тестирования на компьютере сохранялись для последующего анализа.
  5. Примерно через неделю или чуть раньше участники были повторно опрошены на те же темы, только вопросы отличались от задаваемых ранее.

Таким образом, я решил воспроизвести эффект измененных воспоминаний, частично совместив первый этап этого эксперимента с исследованием по праймингу в форме компьютерного теста. Как мне показалось, было бы любопытно посмотреть, насколько успешно можно имплантировать испытуемым ложные воспоминания об окружающей обстановке в помещении, в котором они находились ранее, при условии, что большинство из них были сконцентрированы на выполнении компьютерного теста и не достаточно внимательно осматривали комнату, не запоминая многих деталей и предметов, даже в непосредственной близости от себя.

 

Сведения об испытуемых и условиях проведения исследования

Так как исследование проводилось в рамках Летней Школы 2013 журнала Русский Репортер, то участниками тестирования стали представители различных мастерских, которые работали на Школе. Начали проходить компьютерный тест 33 человека, дошли до его конца только 31 человек, из них 25 женского пола и 6 мужского.

При этом одна из этих двух участниц, которая не закончила тест, была вынуждена его прервать из-за того, что у нее проснулся маленький ребенок, а вторая прервала по неизвестной мне причине, но я полагаю, что она, допустив ряд ошибок, скорее всего, была недостаточно мотивирована для того, чтобы дойти до конца теста. Далее в своем анализе я не буду учитывать этих двух участниц.

Возраст участников составил от до 13 до 33 лет. Средний возраст: 20.2 лет.

Образовательный уровень: школьники старших классов, студенты вузов, выпускники вузов.

Приглашено для участия было больше людей, чем 33 человека, но не все откликнулись. Кратко перечислю основные причины, по которым приглашенные для участия в эксперименте люди не смогли либо отказались в нем участвовать:

  • они сообщали мне, что уезжали ранее, чем через неделю
  • они ссылались на занятость

Если исключить обе эти причины, то люди редко отказывались участвовать в исследовании («здесь и сейчас»), если я их об этом просил лично. Возможно, завуалированной формой отказа была именно ссылка на отсутствие свободного времени и занятость.

После окончания всех приготовлений я повесил объявление с детальной информацией о месте, времени и формате исследования на весьма посещаемом стенде около столовой (в 30 метрах от самого места тестирования), где висело расписание ЛШ и другие объявления. Тем не менее, на это объявление по какой-то причине практически никто не откликнулся, хотя объявление и читали. Возможно, пришедших непосредственно по объявлению было бы больше, если бы в нем были указаны научная степень или принадлежность исследователей к какой-либо научной организации (например, психологическому фак-ту МГУ). Или, если бы была цель специально заманить участников, можно было бы размещать броские рекламные призывы вроде «уникальное глубинное исследование личности/психики» и т.п. Но, кроме неэтичности этих методов привлечения участников, это могло плохо сказаться на результатах исследования, которые могли бы быть искажены из-за фрустрации части испытуемых.

Параллельно с личным приглашением участников прямо «с улицы» (что было основным каналом привлечения испытуемых в первые два дня), я сделал анонс на нашей мастерской психологии о том, что требуются участники, и где-то начиная с третьего дня проведения первого этапа стали подходить эти люди.

Отмечу, что часть испытуемых пришла на исследование по приглашению Игоря, который сообщал о моей деятельности в мастерской научной журналистики, за что ему персональная благодарность. Также в наборе участников с нашей мастерской мне помог и Феликс.

Отдельная проблема, связанная с набором новых испытуемых, состояла в том, что я не мог параллельно тестировать и опрашивать двух и более людей, что существенно ограничивало мои возможности по привлечению групп участников. Например, в случае письменного опроса я мог бы раздать сразу нескольким (хоть 10) людям анкеты, и они их бы одновременно заполняли, но такой сценарий был исключен в моем случае.

Хотя компьютерное тестирование проводилось в отдельной комнате, условия не были идеальными в силу того, что иногда во время проведения теста присутствовал шум от музыки, громкой речи снаружи комнаты и т.п., на который организатор не мог повлиять.

Возможно, отдельные участники были уставшими или не вполне сконцентрированными на тесте в силу других причин. Однако не представлялось возможным делать строгий отбор по степени усталости или эмоциональному состоянию, т.к. особенно сначала был сильный недостаток желающих участвовать в эксперименте. Но в целом, откровенно уставших и не заинтересованных в прохождении теста участников не было. Один участник, который сообщил о том, что у него был сильный недостаток сна в последние два дня, не был включен в финальный список по другим обстоятельствам.

 

Оглавление

Часть 1. Введение.
Часть 2. Прайминг-эффект.
Часть 3. Ложные воспоминания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>