Озера Шадхурей

озеро  Малый Шантхурей

озеро Малый Шадхурей

3 сентября 2012

Сегодня за один день мне нужно доехать до озер Шадхурей в Кабардино-Балкарии. Это нетривиальная задача, учитывая то, что они находятся в другой республике Северного Кавказа,  а также наличие у меня большого рюкзака и отсутствия толстого кошелька. Для начала я должен успеть на автобус Теберда-Минеральные Воды, который отходит из Теберды в 6:30 утра.  Справедливо полагая, что я могу не встретить попутную машину до Теберды в столь ранний час, я надеялся только на свои силы, и оказался абсолютно прав, так как машины в это время ходили очень редко. Асфальтовая дорога оказалась на удивление приятной, я шел быстро и почти не чувствовал усталости, несмотря на вчерашний спуск и слишком короткий сон.

Машин практически не было, и я шел по середине дороги. Пейзаж был потрясающий – Луна освещала горы вокруг, свежий воздух с запахом хвои, какие-то звуки ночных животных из леса по обе стороны от дороги. В общем, дошел я на удивление быстро и в бодром расположении духа. Я так и не выяснил, где конечная станция, откуда отходит автобус, но это оказалось и не нужно знать, так как автобус останавливается и на обычных остановках в пределах Теберды.

Итак, в полседьмого утра я сел в автобус с планами выйти в Пятигорске, чтобы пересесть на автобус до Нальчика. Однако в Черкесске автобус сломался, но, на мое счастье, как раз скоро отходила маршрутка до Нальчика, так что все получилось как нельзя лучше. В Нальчике мы приехали на междугородный вокзал, причем именно с него должен был отправляться автобус до села Каменномостское в 16:15. К своему удивлению узнал в кассах, что такой автобус больше не ходит, и что надо обращаться к водителям маршруток. Мне еще раз повезло, что на автовокзале как раз стояла и готовилась отправиться маршрутка до Хабаза, которая должна была следовать через нужное мне Каменномостское. Правда, пришлось заплатить за два места, так как мой рюкзак фактически занимал столько же места, сколько второй человек, так что это было вполне справедливо.

Выгрузился в Каменномостском, и сразу удалось договориться с местным жителем, что он меня подбросит до озер. Огромное ему спасибо за это! Проселочную дорогу в одном месте пересекает разлившийся ручей, после которого дорога раздваивается. Мы поехали по левой дороге. Отмечу, что если поехать по правой дороге, которая идет вдоль поля, то вы приедете на стоянки, находящиеся между озерами. Нам же доехать до озера не удалось, водитель довез меня до холма, потом дорога становилась непреодолимой для машины. Однако  идти мне пришлось совсем немного – за холмом уже открывался вид на озеро Малый Шадхурей.

Нижнее озеро лежит в глубокой впадине. Почти со всех сторон, кроме одной, оно обрамляется крутыми стенками. Только с юго-восточной стороны к воде можно подойти, но склон крутой и, если трава мокрая, нужно быть осторожным. Вечером я заметил, что озеро «булькает», то есть  к поверхности со дна идут пузырьки с газом. Сначала я не понял, откуда эти пузыри идут, и подумал, что их источником являются лягушки или какие другие животные. Однако после этого мне пришла в голову идея покопать палочкой в дне около берега. И точно – со дна при этом идут пузыри. Скорее всего, на дне находятся органические остатки, которые гниют и испускают газ. Такое же явление наблюдается и на Большом Шадхурее.

Пузырьки  со дна озера Большой Шадхурей:

оз. Большой Шантхурей, северный берег

оз. Большой Шадхурей, северный берег

Верхнее озеро находится на небольшом удалении, оно больше по размеру, овальной формы, и его уровень выше уровня поверхности нижнего озера. Чтобы пройти к большому озеру от малого, нужно немного спуститься в сторону родника, затем подняться на пригорок, непосредственно за которым и находится оз. Большой Шадхурей. На этом пригорке стоит могила местного жителя, который много лет назад утонул в озере в совсем юном возрасте. Пригорок заканчивается почти вертикальным обрывом к  озеру – в этом месте спуститься к нему не представляется возможным. Я разговаривал с одним местным жителем, и он мне сказал, что во время проведения водолазных работ по подъему тела шланг спускали в глубину на 57 метров. Возможно, эта цифра преувеличена или же водолаз спускался не вертикально, а несколько наклонно, так что я считаю эту цифру верхней оценкой глубины озера, возможно, завышенной.

оз. Большой Шантхурей - подход к воде

оз. Большой Шадхурей — подход к воде

Чтобы подойти к поверхности озера, нужно перейти небольшой овраг, который примыкает к озеру с западной стороны. Переходить удобнее на некотором удалении от озера. После этого уже видна тропинка, которая спускается через лес к воде. Здесь видны следы пребывания рыбаков. Вода в озере у берега чистая, прозрачная, дно плотное. С южной стороны озеро окружает лес.

около озер Шантхурей

около озер Шадхурей

Местность в районе озер холмистая, представляет собой поля, чередующиеся с рощами из грецкого ореха и других деревьев. На холмах лежит в стогах скошенная трава. Я сначала поставил палатку на открытом пространстве, около стога, но солнце  так палило, что следующим утром я переставил палатку в орешник – там в дневную жару намного комфортнее.

Сначала я беспокоился по поводу питья, так как набирать воду из озера не хотел. Но как раз между озерами, в зарослях высокой травы скрылся небольшой источник чистой воды.

Каждый день днем и вечером к озерам подъезжают машины с местными жителями и туристами, которые смотрят достопримечательности или же просто отдыхают. Насколько я понял, часть людей приезжает именно сюда, другие же едут дальше на экскурсию вверх в Малкинское ущелье и останавливаются на Шадхурее буквально на полчаса. Вечером они уезжают. Что самое неприятное, на прилегающей к озерам территории очень много мусора: разных пакетов, банок, бутылок и т.п. Это вдвойне странно, если учесть, что подавляющее большинство людей сюда приезжают на машинах, и им не составило бы труда забрать мусор с собой. Ночью кто-то воет, и я думаю, что это шакал, так как днем я встретил на дороге в поле какое-то животное, похожее на среднего размера собаку, но не собаку, которое сразу же убежало.

4 сентября 2012

Встал рано утром и сразу пошел готовиться к спуску в воду. Перенес все к воде и начал накачивать лодку, как оказалось, что одна из камер пропускает воздух при накачивании. Причем гораздо интенсивнее, чем раньше, 2 дня назад на Муруджинском озере. Устранить на месте эту проблему было невозможно. Очень огорченный, я собрался и пошел в Каменномостское купить клей и проконсультироваться по ремонту лодки по телефону с Москвой. Клей я купил, но применять его не стал, так как не был уверен в том, что это именно то, что нужно. В итоге принял тяжелое решение отказаться от ремонта лодки, так как я мог ее испортить, и мне пришлось бы как минимум покупать новый баллон.

Отмечу, что в Москве я встретился с производителем этих байдарок «Щука» Михаилом Чернецким, который выделил свое время и совершенно безвозмездно отремонтировал мне один баллон и выдал ремонтный набор на будущее, за что я ему очень благодарен! Выяснилось, что камера произведена в 1999 году, то есть прошло уже более 12 лет, поэтому совсем не удивительно, что соединение фланца и камеры начало пропускать воздух. В целом, решение брать эту байдарку с собой в поездку было моей ошибкой, лучше было купить простейшую надувную лодку за 1000 рублей – ее бы вполне хватило, а ее масса и объем в сложенном виде были бы значительно меньше.

При разговоре с местными жителями я выяснил некоторые детали, касающиеся озер. Например, то, что там есть рыба. Я и сам ее видел сверху в Большом озере, кроме того, на берегу есть следы пребывания рыбаков. Далее, как мне рассказали, Малый Шадхурей замерзает зимой (про Большой Шадхурей не знаю). Насколько я понимаю, это уменьшает вероятность нахождения на дне сильных подземных источников воды, так как в этом  случае в карстовом озере достаточно высокая температура воды зимой обычно препятствует оледенению. Тем не менее, есть озера карстового происхождения, которые замерзают зимой. Пример — озеро «Морской глаз» в Мари-Эл.

Про озеро Малый Шадхурей еще стоит сказать, что именно здесь снимался эпизод фильма «Земля Санникова» с затоплением плота. Наверное, на дне здесь и не только плот, но и другие артефакты присутствуют.

В целом, очень необычное место! Хочется сюда приехать в один из следующих сезонов, чтобы уже более детально исследовать эти озера.

<— Предыдущая часть

Продолжение —>

Озера Шадхурей: 2 комментария

1. ladybloger

Очень красивые места! Жаль, что замусорено (хотя на фотографиях этого не заметно).

Интересна история озёр, очень они необычные. Хотелось бы их увидеть.

1. admin Автор записи

Если есть время и вы не очень далеко живете от КБР — поезжайте!
      От Нальчика не очень далеко. Ходит даже маршрутка до Каменномосткого.
      На машине можно проехать прямо до озер, правда там в одном месте дорога через ручей проходит, так что после сильных дождей не стоит туда ехать, если машина — не внедорожник.